Есть записи, которые становятся чем-то большим, чем просто альбомами. Они превращаются в порталы, переносящие нас сквозь время и пространство, прямо в эпицентр музыкального торжества.
Речь, конечно же, о концертных альбомах.
В них заключена магия момента – сырая энергия музыкантов, рев толпы, непредсказуемость импровизации. Это не стерильная студийная работа, выверенная до последней ноты, а живое дыхание музыки, пульсирующее в каждом аккорде.
Концертный альбом – это лакмусовая бумажка для любой группы. Он безжалостно выявляет все сильные и слабые стороны, демонстрируя настоящее мастерство или же беспощадно разоблачая посредственность. Для одних он становится триумфом, вершиной карьеры, для других – просто фиксацией пройденного этапа.
История рок-музыки знает немало примеров, когда именно концертный альбом выводил группу на новый уровень, превращая ее из подающих надежды музыкантов в настоящих звезд.
Kiss, Cheap Trick, Bob Seger – все они обязаны своим прорывом именно записям живых выступлений.
А для кого-то, как например, для Питера Фрэмптона, концертный альбом стал не просто успехом, а главной визитной карточкой, определившей всю его дальнейшую карьеру.
Что же делает эти альбомы такими особенными? Возможно, дело в том, что они фиксируют не только музыку, но и неповторимую атмосферу концерта – то самое волшебство, которое невозможно воссоздать в студии.
В этой статье мы отправимся в путешествие по 50 лучшим концертным альбомам всех времен, от бешеной энергии панка до прогрессивных рок-одиссей, от блюзовых импровизаций до тяжелого металлического грома.
50.
Ramones — It’s Alive
Лучший панк-альбом вживую? Сложно найти что-то лучше. Группа едва переводит дух между песнями, и это звук лондонского Rainbow Theatre, места уютных джемов всех звёзд, который Ramones просто уничтожили своим бешеным сет-листом. 28 песен за час, дамы и господа!
«Blitzkrieg Bop» — это просто гимн, а клич Ди Ди Рамона «1-2-3-4» сам по себе культовый.
49. Various: Woodstock: Music From the Original Soundtrack and More
В 2019 году 50-летие оригинального фестиваля Woodstock было отмечено выпуском расширенного бокс-сета из 38 компакт-дисков и 432 треков, включающего 267 ранее не издававшихся композиций. Возможно, это было перебором, но сам факт выпуска свидетельствует о непреходящем культурном значении первоначального релиза.
Если концертные альбомы призваны запечатлеть момент времени, то Woodstock справился с этим блестяще, начиная с объявлений со сцены о «коричневой кислоте» («Коричневая кислота» (brown acid) – это сленговое название особо мощного ЛСД, которое, по слухам, распространялось на фестивале Woodstock. На самом деле, эксперты считают, что «коричневая кислота» была скорее городской легендой, чем реальным наркотиком. Предупреждения со сцены о «коричневой кислоте» стали частью фольклора Woodstock, символизируя дух свободы и экспериментаторства того времени.
Автор статьи использует этот образ, чтобы подчеркнуть, насколько точно альбом Woodstock передаёт атмосферу фестиваля, включая и такие вот полумифические детали.) и заканчивая заряженной версией гимна США от Джими Хендрикса. Остальной состав участников столь же звёздный: The Who, Джо Кокер, Crosby, Stills, Nash & Young, Santana, Jefferson Airplane, Canned Heat, Sly & The Family Stone и другие, а также выступление Ten Years After, которое определило всю их карьеру.
А та пара на обложке? Они до сих пор вместе.
48.
Grand Funk Railroad – Live Album
Группа, создавшая этот альбом, придала новый смысл понятию «пауэр-трио», а сам Live Album стал шаблоном для всего, что мы сейчас знаем как стоунер-рок. Продаваемый как «прямая запись» (то есть без наложений, без ремиксов, ничего, кроме кусков листового металла), он был посвящен тому, чтобы оставаться настоящим.
Критики отмахнулись от них как от тупоголовых прото-металлистов, но с певцом-гитаристом Марком Фарнером, яростным фронтменом, который не терпел дерьма и не давал пощады, Grand Funk Railroad стали воплощением того, что значит быть настоящим американским рокером, а успех Live Album опроверг значение слов критиков.
47. Hawkwind – Space Ritual
Если концертный альбом должен подытожить карьеру группы на данный момент, то этот более чем справляется с задачей для Hawkwind. Записанный в Ливерпуле и Ньюкасле в 1972 году во время тура Doremi Fasol Latido, он наполнен атмосферой благодаря электронным и разговорным интерлюдиям, связывающим музыку воедино.
«Я прочитал о них в одном из журналов Penthouse моего отца», — говорит бывший фронтмен Dead Kennedys Джелло Биафра. «Я послушал In Search Of Space, но мне не понравилось. Потом я получил Space Ritual, и он меня просто снес».
46.
Aerosmith — Live! Bootleg
4 июля, в День независимости США, Aerosmith возглавили фестиваль Texxas World Music Festival на 100-тысячном стадионе Dallas Cottonbowl, где на разогреве выступали Ted Nugent, Heart, Journey и Eddie Money.
Они также отыграли несколько клубных шоу под псевдонимом Dr. J. Jones And The Interns, которые были записаны Джеком Дугласом для концертного альбома, выпущенного 27 октября.
Они назвали его Live! Bootleg, и, как следует из названия, он был антитезой сладкозвучного мегахита Питера Фрэмптона Frampton Comes Alive!
«Я люблю эту запись», — говорит Слэш. «Для меня это квинтэссенция концертного рок-н-ролльного альбома всех времен. Это потрясающе».
45. Alice In Chains — Unplugged
Alice in Chains Unplugged ознаменовал второе с конца выступление вокалиста Лейна Стэйли, который боролся с героиновой зависимостью, которую он пронзительно описывал в текстах группы.
Это выступление — леденящий душу портрет трагического падения одной из самых харизматичных и загадочных фронтменов рока, от глэм-рок-звезды до опустившегося наркомана. Но тяжелый металл AIC каким-то образом подходит для акустического формата. Каждая песня превращается из мощного, гневного катарсиса в преследующий плач.
И эти небольшие, но пронзительные изменения добавляют трагическую и душераздирающую глубину всему альбому.
44. Jethro Tull – Bursting Out
В апреле 78-го, сразу после выхода Heavy Horses, Jethro Tull гастролировали по Великобритании и Европе. Результатом стал Bursting Out, двойной концертный альбом, вышедший в октябре, который показал группу в отличной форме, с трек-листом, охватывающим весь спектр Tull — от фолковых причуд до рок-драйва — и обеспечил достойный обзор карьеры группы. «Не ошибитесь: с точки зрения профессионализма, Jethro Tull не имеют себе равных», — писал скандально известный Лестер Бэнгс, пожалуй, последний журналист, от которого можно было бы ожидать, что он поддастся чарам ланкаширской фолк-рок группы во главе с безумным флейтистом.
43.
Scorpions — World Wide Live
Хотя фанаты-старожилы Scorpions предпочитают альбом Tokyo Tapes 1978 года, World Wide Live 1985 года запечатлел группу на пике популярности. «Цветочные» эксперименты времен гитариста Ули Джона Рота остались в прошлом. World Wide Live демонстрирует более жесткое и отточенное звучание Scorpions.
«Каждое выступление здесь – просто бомба!» – говорит гитарист Рудольф Шенкер.
42. Humble Pie – Performance Rockin’ The Fillmore
В студии они были достаточно впечатляющи, но именно живые выступления были коньком Humble Pie. Этот двойной альбом, записанный в Нью-Йорке в мае 1971 года, является великолепной демонстрацией жгучего вокала Marriott и его яростного взаимодействия с другим гитаристом Питером Фрэмптоном.
Помимо буйства Stone Cold Fever, песни представляют собой энергичные каверы, от медленного джема I’m Ready до расширенных версий Rolling Stone и классики R&B I Don’t Need No Doctor. Возможно, лучшим из всех является титаническая реконфигурация I Walk On Gilded Splinters доктора Джона, драматически растянутая на целых 24 минуты.
41. Jimi Hendrix — Band of Gypsys
Для записи, сделанной в качестве договорного выхода, Band Of Gypsys — это нечто.
С новой ритм-секцией после распада Experience, Джими Хендрикс отправился в разных направлениях, чтобы исследовать новые музыкальные территории фанка и R&B, и сделал это с новообретенной точностью, обновленной энергией и креативностью. Его игра здесь местами поистине чудесна и мастерски контролируема.
Хендрикс был на пороге новых горизонтов, и Band Of Gypsys был, как он мог бы сказать, «первым шагом» не только к изменению своего направления, но и к изменению рок-выступлений. Спонтанный импровизационный дух был подхвачен в 70-х годах Allman Brothers Band, Led Zeppelin и Grateful Dead, среди прочих.
40. Little Feat — Waiting for Columbus
Многие хардкорные фанаты Little Feat утверждают, что Waiting for Columbus — не лучший концертный альбом Little Feat (эта честь принадлежит широко распространенной бутлег-радиопередаче Electrif Lycanthrope), но это все равно потрясающая коллекция.
Записанный в Лондоне и Вашингтоне, он демонстрирует группу в ее непринужденно изящном стиле, со звуком, дополненным Tower Of Power Horns. Он одновременно расслабленный и наполненный энергией, и хотя группа, возможно, находилась в упадке с точки зрения студийной работы (они были на два года дальше своего абсолютного пика, когда записывался Waiting for Columbus), альбом все еще затмевает их студийную работу того же периода.
39.
Kiss – Alive II
Kiss совершили свой большой прорыв с Alive! Два года спустя вышло продолжение, и это был еще один блокбастер.
Записанный во время тура Love Gun, Alive II достиг 7-го места в чарте США, на две позиции выше, чем Alive! Он также был лучшим представлением концертного опыта Kiss.
На Alive II много отличных моментов: чистый адреналин в Love Gun; все девушки в зале кричат, когда барабанщик Питер Крисс поет хит-балладу Beth; гитарист Эйс Фрейли звучит пьяным в своей фирменной песне Shock Me. Есть также убийственная песня Эйса, Rocket Ride, среди пяти дополнительных студийных треков, которые были на четвертой стороне оригинальной виниловой версии.
38. Whitesnake – Live… In The Heart Of The City
Задолго до того, как Дэвид Ковердейл взял курс на сердце Америки, он создал Whitesnake как блюз-рок группу в классической традиции — и этот концертный альбом был их звездным часом. Выпущенный в ноябре 1980 года в виде двойного диска, Live… In The Heart Of The City был по сути два альбома в одном: первый диск записан в июне 1980 года; второй — двумя годами ранее.
В обоих случаях место проведения было одним и тем же: лондонский Hammersmith Odeon. Но к 1980 году у группы был окончательный состав: Ковердейл на вокале, Берни Марсден и Микки Муди на гитарах, Джон Лорд на клавишных, Нил Мюррей на басу и Ян Пейс на ударных.
37.
Ted Nugent — Double Live Gonzo!
“Живые выступления — это нечто особенное», — сказал Тед Ньюджент Джеффу Бартону из Classic Rock в 1976 году. «Epic [лейбл Ньюджента] хочет, чтобы мы сделали концертный альбом, но я не думаю, что время пришло.
Я хочу подойти к этому особо — я думаю, что живые выступления — это нечто особенное. Если мы собираемся делать концертный альбом, я действительно хочу, чтобы он был живым. Я хочу иметь возможность кричать «СУКИНЫ ДЕТИ!» на пленке.» Два года спустя Наггет сдержал свое слово, выпустив Double Live Gonzo!, и он стал трижды платиновым.
Хотя сейчас трудно представить, что любимый всеми реакционный герой-гитарист, убивающий и жарящий на гриле, делает такие быстрые дела, стоит вспомнить, что когда-то Ньюджент был настоящей горячей штучкой. Double Live Gonzo! показывает, почему.
Ньюджент сходит с ума, его группа ужесточает звук, есть чувство самолюбования, которое фактически работает на пользу альбому. Есть также действительно потрясающие моменты, включая Ньюджента, читающего рэп как безумный Дел Бой, и исполнение Great White Buffalo, которое весьма великолепно.
36.
Led Zeppelin – How The West Was Won
Не может быть никаких сомнений в том, что Led Zeppelin были самой горячей рок-группой на планете, когда они разгромили Forum в Лос-Анджелесе 25 июня 1972 года и уничтожили Long Beach Arena два дня спустя. Джимми Пейдж считал, что группа находилась на пике своих возможностей в то время, после монументального IV. Вопрос был не в том, как был завоеван Запад — Америка уже пала — а в том, почему они не доказали это в то время, выпустив концертный альбом.
Это упущение было исправлено в 2003 году с выпуском трехдискового How The West Was Won. Конечно, это знакомо. За отрывком LA Drone следует трехминутное предупреждение в виде крика Вальхаллы Роберта Планта в Immigrant Song, а Пейдж демонстрирует весь свой диапазон, от мадригала до хруста пауэр-аккордов, в Heartbreaker.
Похабный блюзовый оскал Black Dog в этой точке звучит немного неловко (заметно, что Плант вообще не проявляет интереса к своей древней истории), но мы не можем переписать его прошлое. Лучше наслаждаться перерывами, когда Over The Hills And Far Away переходит от британского фолка к ярости Джона Бонэма, имитирующего взрыв внутри чугунолитейного завода.
35. U2 – Under A Blood Red Sky
Собранный из фрагментов тура War 1983 года, включая их эпохальное выступление в Red Rocks, Under A Blood Red Sky стал глотком свежего воздуха для формата концертного альбома, когда его золотой век начал клониться к закату.
Его выпуск стал поворотным моментом; концертный альбом все еще был визитной карточкой рок-гигантов.
34. Talking Heads — Stop Making Sense
Более известный по концертному фильму, чем по самому саундтреку, Stop Making Sense застает Talking Heads в 1983 году — на пике их популярности — во время тура Speaking In Tongues. Этот фильм сейчас стал легендой, от искусной постановки до постоянной бешеной энергии, сложных танцевальных движений и, конечно же, того самого огромного костюма.
«Мы не хотели клише», — сказал Крис Франц. «Мы не хотели крупных планов пальцев людей, когда они играют гитарное соло», — говорит он.
«Мы хотели, чтобы камера задержалась, чтобы вы могли немного узнать музыкантов. Идея заключалась в том, чтобы представить фильм зрителю так, как будто у зрителя лучшие места в зале — а это не предполагает смотреть на зрителей.
Мы думали, что это будет похоже на просмотр концерта так, как нам, участникам группы, хотелось бы его видеть».
33. Wings — Wings Over America
«Это было очень волнующее время, и тур Wings Over America стал кульминацией большой работы», — рассказал Пол Маккартни.
«Когда я вспоминаю ту эпоху, это было очень счастливое время. Мы прошли трудный путь. Теперь, наконец, мы были в США в 1976 году, и все шло своим чередом. Нам нужно было посмотреть, сможем ли мы добиться успеха на более высоком уровне — и Америка была этим более высоким уровнем.
Это было место, которое нужно было покорить». Это чувство свободы, волнения и открытия прекрасно передано на тройном виниловом концертном сете, который вышел в результате тура. Изюминкой, пожалуй, является Maybe I’m Amazed, величественное исполнение выдающегося трека с дебютного сольного альбома Маккартни 1970 года.
Вокально Макка выжимает каждую каплю эмоций из умоляющего текста, а Джимми Маккаллох вступает с довольно величественным соло. Как ни странно, трек-лист (в основном июньское шоу группы в Forum в Лос-Анджелесе) был частично реакцией на успех более раннего тройного винилового бутлега Wings from the Wings, который стал фокус-группой для готового продукта Wings Over America.
32. Rainbow – On Stage
В 70-х годах двойной концертный альбом был определяющим заявлением для таких гигантов рока, как Kiss, Lynyrd Skynyrd и Thin Lizzy.
Блэкмор записал два монументальных концертных двойника с Deep Purple, а On Stage от Rainbow соответствовал им по браваде и излишествам. Записанный во время тура Rising, он включал окончательный состав Блэкмора, Дио, Пауэлла, басиста Джимми Бэйна и клавишника Тони Кэри.
На четырех сторонах винила было всего шесть треков, включая марафонскую версию тяжелого блюза Deep Purple Mistreated. И пока Дио парил, именно виртуозность Блэкмора сияла ярче всего.
31.
The Band — The Last Waltz
Записанное в День Благодарения 1976 года, красноречивое владение The Band источниками подчеркивается появлением Мадди Уотерса для мощного Mannish Boy, Мэвис и The Staple Singers, которые довели The Weight до самого крестильной купели, и их первого работодателя Ронни Хокинса, вызывающего вуду Бо Диддли. Это жизнеутверждающее празднование исчезнувшей эпохи, Боб Дилан вернулся со своими друзьями по Basement Tapes, Джони Митчелл на пике своего развития, Нил Янг и доктор Джон в режиме Night Tripper. Единственным больным местом во всем этом собрании остается Нил Даймонд, включенный против здравого смысла своих коллег Робби Робертсоном, который, по совпадению, продюсировал его недавний альбом.
30. Nirvana — MTV Unplugged in New York
Опасаясь формата Unplugged, Nirvana согласились на запись при условии, что в их выступлении не будет хитов, чтобы исследовать темные уголки их каталога и покопаться в коллекции пластинок Курта Кобейна.
Даже тогда, вспоминает Дэйв Грол, два дня репетиций были «ужасными», группа боролась с акустическими инструментами, певец страдал от ломки героина, барабанщик бил слишком сильно. «Это шоу должно было стать катастрофой», — заключает Грол.
29. The Rolling Stones – Get Yer Ya-Ya’s Out!
Записанный в нью-йоркском Madison Square Garden во время американского тура группы 1969 года — их первого с момента назначения Мика Тейлора на замену оригинального гитариста Брайана Джонса — импульс, стоящий за вторым концертным альбомом Rolling Stones, был не столько документальным, сколько просто показателем того, насколько хорошо прижился новый состав. Но в результате получился один из первых концертных альбомов, получивший такое признание, какое раньше получали только лучшие студийные альбомы, тем самым положив начало вкусу к концертным альбомам, который будет процветать в течение следующего десятилетия.
Неподдельное буйство выступлений Stones в том туре, в котором также участвовали BB King, Чак Берри и Ike & Tina Turner, четко запечатлено в бороздках пластинки. Это был также первый тур Stones после смерти оригинального согитариста Кита Ричардса Брайана Джонса, чье все более наркотическое и истощенное состояние фактически держало группу подальше от гастролей в течение почти трех лет. На его место пришел Тейлор, 20-летний бывший протеже Джона Мэйалла, чьи экстравагантные дарования гитариста впервые получили международное признание с выходом …Ya-Yas.
Он играл на Honky Tonk Women и паре треков на Let It Bleed, но этот альбом и тур, на котором он был записан, возвестили о новой творческой фазе для Stones, которая приведет их к записи лучших студийных альбомов в их карьере.
28. Genesis – Seconds Out
«Я люблю Париж весной!”, — говорит оживленный Фил Коллинз во время Seconds Out, двойного концертного альбома, выпущенного Genesis в октябре 1977 года.
Записанный в основном в течение четырех вечеров во Дворце спорта в июне (технически не весна, но не будем портить момент), альбом документировал тур группы Wind & Wuthering (хотя он включает только Afterglow из этого тогда еще слишком свежего для филетирования альбома).
27. Neil Young & Crazy Horse – Live Rust
Записанный во время тура в поддержку Rust Never Sleeps (что сбивает с толку, это концертный альбом, позже перезаписанный в студии), Live Rust застает Crazy Horse в их самом яростном состоянии. Однако до этого требуется некоторое время: первая половина альбома — это Нил Янг в своей самой фолковой ипостаси, мягко проводящий публику через свою карьеру, от Sugar Mountain (написанной для его подростковой группы The Squires) через Buffalo Springfield и, наконец, к My, Hey (Out Of The Blue).
26.
Johnny Cash — At Folsom Prison
Настоящий тюремный рок. Джонни Кэш выступал в тюрьмах в течение 10 лет, но это шоу 1968 года запечатлело его в самой грубой форме, поющего о преступлении, терзаниях совести и жизни за решеткой. Его связь с заключенными электризует, особенно на рок-н-роллах Cocaine Blues, 25 Minutes To Go (необузданный вокал Кэша предвещает панк) и Dark As A Dungeon.
Это полное единение, артист и публика проживают песни вместе. Чтобы разрядить напряженность, Кэш вставляет забавные реплики, например: «Это записывается для альбома, поэтому я не могу говорить «черт» или «дерьмо» или что-то в этом роде».
25. Judas Priest – Unleashed In The East
Один из величайших концертных метал-альбомов, Unleashed In The East был перезаписан (Роб Хэлфорд признался, что во время этих шоу он страдал от гриппа, и это испортило его вокал) до такой степени, что его в шутку переименовали в Unleashed In The Studio, но он мощный и атмосферный.
24.
Bruce Springsteen & the E Street Band — Live/1975-85
Для артиста, чья репутация была скреплена жгучей интенсивностью его живых выступлений, было удивительно, что Брюс Спрингстин так долго ждал, прежде чем выпустить концертный альбом. К тому времени, как он это сделал, он уже играл на стадионах, и Live/1975-85 был настоящим кладом: десять лет записей, разбросанных по пяти дискам, начиная с тура 1975 года в поддержку Born To Run.
Live/1975-85 является свидетельством как непревзойденной мощи E-Street Band как концертного коллектива, так и непревзойденного мастерства Спрингстина в управлении живой аудиторией.
23. Motörhead – No Sleep ’Til Hammersmith
«Все громче, чем все остальное» — их девиз, и именно так звучит No Sleep ‘Til Hammersmith.
В нем участвовал окончательный состав Motorhead: Лемми на басу и вокале, «Быстрый» Эдди Кларк на гитаре, «Грязный Зверь» Тейлор на ударных. И они были на подъеме после трех подряд классических альбомов: Overkill, Bomber и Ace Of Spades.
В их скоростной атаке присутствует маниакальная интенсивность и общее ощущение дорожного безумия, которое резюмируется, когда роуди представляет трек (We Are) The Road Crew, крича в микрофон. То же самое и с названием альбома: боевой клич для кампании грабежа и мародерства.
22. Rory Gallagher – Irish Tour ’74
Irish Tour ’74, виниловый двойник, проданный тиражом два миллиона копий, долгое время считался его лучшим — мастер-классом импровизационного блюз-рока с захватывающими дух гитарными соло.
По сути, это был трехсторонний саундтрек к фильму Тони Палмера о туре, плюс одна сторона after-hours джема, записанного на мобильной студии Ронни Лейна.
21. Queen – Live Killers
К концу 1970-х годов Queen стали настоящей мейнстрим-группой — той, которая регулярно пользовалась огромным успехом в чартах. Поэтому никого бы не удивило, если бы их живые выступления начали страдать. Но этого не произошло.
Записанный ранее в 1979 году, двойной альбом Live Killers был всем доказательством, которое только могло понадобиться, что Queen были одной из лучших концертных групп в мире, и они могли научить любого парочке трюков. We Will Rock You открывает альбом, и это металлическое, помпезное и свирепое исполнение просто ошеломляет. Вдохновенное попурри из Death On Two Legs, Killer Queen, Bicycle Race и I’m In Love With My Car работает так хорошо, что можно подумать, что песни были созданы именно так.
Есть немного лучших концертных альбомов, чем Live Killers, и отсутствие визуального воздействия только усиливает музыкальную дерзость и энергию группы.
20. Bob Seger & the Silver Bullet Band — Live Bullet
Записанный в 12-тысячном Cobo Hall в Детройте в то время, когда Боб Сегер с трудом заполнял клубные площадки в других городах, «Live» Bullet объединяет треки с Beautiful Loser 1975 года с горсткой более ранних хитов, производя разрушительный эффект. Turn The Page, лишь один из хитов, с его захватывающим саксофоном, просто потрясает. Возможно, существуют более изящные, лучше записанные версии этих песен на других альбомах, но ни одна из них не передает близость истерии, вызванной домашним шоу Silver Bullet Band на их интенсивном, электризующем пике.
19.
Queen — Live at Wembley ’86
К середине 1986 года казалось, что всемогуществу Queen нет конца. Воодушевленные своим захватывающим сетом на Live Aid в прошлом году, группа теперь видела, как промоутер Харви Голдсмит завален заявками на их два шоу на стадионе Уэмбли.
Конечно, все закончилось не так, как ожидалось — грандиозное шоу группы в Небуорте позже тем же летом станет их последним с Фредди Меркьюри — и хотя Live at Wembley ’86, возможно, не самая аккуратная работа Фредди с группой, она показывает его в его имперской, павлиньей форме.
18. Yes – Yessongs
К 1973 году Yes были невероятно популярны. Достаточно большие, чтобы выпустить тройной концертный альбом и концертный фильм (оба под названием Yessongs).
Аплодисменты, которые встречают группу, когда затихает Opening (Excerpt from ‘Firebird Suite), напоминают о том, что даже самые величественные прог-музыканты способны вызывать почти истерию, даже в толпе размером с арену. «Первым парнем, которого мой отец выделил и сказал: «Послушай, как этот парень играет», был Крис Сквайр», — рассказывал Джо Бонамасса. «Мы слушали Yessongs снова и снова.
Я большой поклонник Стива Хоу, но меня всегда больше тянуло к басовой линии. Это был первый раз, когда я действительно заметил силу бас-гитары делать такие вещи, как изменять гармоническое содержание музыки, опуская корень терции.
17. Lynyrd Skynyrd – One More From The Road
Сюрпризом 1976 года стал альбом Питера Фрэмптона Frampton Comes Alive!
Многие рок-исполнители последуют примеру Фрэмптона, но никто не действовал быстрее, чем Lynyrd Skynyrd. Через три месяца после того, как …Comes Alive!
возглавил чарт США, Skynyrd записали этот двойной концертный альбом в театре Fox в Атланте, штат Джорджия, с новым гитаристом Стивом Гейнсом, пришедшим на замену Эду Кингу. One More From The Road стал первым миллионным проданным альбомом группы, и теперь почитается как один из величайших концертных альбомов всех времен, увенчанный электризующей и эмоционально заряженной 11-минутной версией Free Bird.
16. Pink Floyd – Pulse
После The Division Bell Pink Floyd готовились к еще одному, последнему, мировому турне, но на этот раз они планировали все заранее, особенно когда речь шла о постановке и звуке.
Они также приняли решение сыграть Dark Side Of The Moon целиком. Выпустив концертный альбом с предыдущего тура, они не собирались записывать этот, но качество шоу оказалось непреодолимым.
Так родился еще один 2-CD пакет, снова открывающийся Shine On You Crazy Diamond, за которым следуют треки из The Division Bell и A Momentary Lapse Of Reason. Именно второй компакт-диск попадает в точку с полным Dark Side Of The Moon и Wish You Were Here с публикой на главном вокале.
15.
Cheap Trick – At Budokan
Как и Kiss с Alive!, и Питер Фрэмптон с Frampton Comes Alive, карьера Cheap Trick фактически началась с эпохального концертного альбома «лучшее из группы на данный момент». Записанная на легендарной токийской площадке, жизненная сила и мелодическая мощь группы были поразительны. Выступление выявило лучшее в песнях, которые до сих пор не смогли оставить свой след; вдруг все захотели узнать о Clock Strikes Ten, Surrender, I Want You To Want Me.
14. Led Zeppelin – The Song Remains The Same
Этот альбом – саундтрек к одноименному фильму о концерте Led Zeppelin в Мэдисон-Сквер-Гарден в 1973.
По сравнению с туром 1972 года, запечатленным на альбоме How The West Was Won, здесь группа немного «расслабилась» и ушла в длительные импровизации. Открывающий трек Rock ‘N’ Roll, конечно, мощнейший, но вот Dazed And Confused растянулся на целых 27 минут. В фильме это смотрелось органично благодаря всяким безумствам вроде Пейджа, пилящего гитару смычком, и буйству менеджера Питера Гранта.
Но на самом альбоме, без видеоряда, такие длинные композиции, как Dazed And Confused и Moby Dick, кажутся затянутыми.
13. Kiss – Alive!
Давайте посмотрим правде в глаза: первые три студийных альбома Kiss были неуклюжими. Конечно, написание песен было на месте, но исполнение и продакшн — определенно нет.
Так что слава Богу — или Джину Симмонсу, как его иногда называют — за появление Alive!, который показал Kiss в их стихии. Даже сегодня альбом звучит как Третья мировая война — и IV, и V, и VI — в вашей гостиной.
Он источает авторитет и агрессию, и пронизан всепоглощающей, всеамериканской самоуверенностью.
12. Rush – All The World’s A Stage
Rush выпустили первый из своих пяти концертных альбомов, All The World’s A Stage, в 1976 году.
Он был записан в течение трех вечеров в июне того же года в Massey Hall в Торонто в конце американского тура 2112. «Мы не особо задумывались об этом”, — говорит Гэдди Ли. «Дело в том, что менеджмент и звукозаписывающая компания хотели, чтобы мы использовали успех 2112 и продолжили его, а концертные альбомы были чем-то вроде вещи дня, понимаете, о чем я?
Например, вышел концертный альбом Humble Pie, и он очень хорошо продавался, и, знаете, Kiss делали концертный альбом. Все эти люди начали выпускать концертные альбомы, поэтому они сказали: «Вы, ребята, тоже должны сделать концертный альбом».
Мы не особо задумывались об этом до этого момента, а потом, поскольку мы играли три вечера в Massey Hall, основываясь на успехе 2112, мы подумали: «Хорошо, это имеет смысл — давайте запишем наше возвращение домой», так сказать».
11. Peter Frampton – Frampton Comes Alive!
В середине 1975 года бывший гитарист Herd/Humble Pie Питер Фрэмптон был умеренно успешным сольным исполнителем. В течение года Frampton Comes Alive!
побил все известные рекорды продаж, превратив его в одну из крупнейших звезд рок-музыки.
10. The Allman Brothers Band – At Fillmore East
К тому времени, как At Fillmore East поднялся в топ-10 в США, The Allman Brothers Band называли в печати «лучшей рок-н-ролльной группой Америки». Сегодня это определяющий момент группы.
С продолжительными джемами, которые являются средством для энергичной ансамблевой игры и вдохновенного соло, At Fillmore East также является одним из величайших концертных альбомов рока.
9. AC/DC – If You Want Blood You’ve Got It
If You Want Blood был записан во время тура Powerage 1978 года, большая часть окончательного варианта взята с концерта в Глазго, родном городе братьев Янг.
«Это», — сказал Ангус Янг, — «было волшебное шоу». Выпущенный в пятницу 13-го, If You Want Blood включал все очевидные хиты публики, такие как The Jack (его строго концертные, «грязные» тексты были впервые включены в запись); Whole Lotta Rosie (с новым скандированием толпы «Angus! Angus!» поверх дрожащего интро, записанного впервые, тем самым навсегда запечатлев его в сознании всех будущих поколений посетителей концертов AC/DC). Были также длинные, головокружительные выступления на бис Let There Be Rock (отличающиеся очень реальным ревом одобрения глазговской толпы, увидевшей группу, вернувшуюся на сцену в футболках сборной Шотландии по футболу); и Rocker, умело сокращенный с обычных 12 с лишним минут до более приемлемых для радио трех минут.
В результате получился один из величайших концертных альбомов.
8. Iron Maiden – Live After Death
К тому времени, как мировой тур Iron Maiden World Slavery Tour достиг Long Beach Arena в Лос-Анджелесе весной 1985 года, он превратился из целенаправленной попытки покорить мир в настоящий победный марш.
Прошло чуть больше пяти лет с тех пор, как группа вдыхала пивную отрыжку посетителей в Ruskin Arms в Лондоне, но и уверенность группы, и масштаб, и амбиции их живых выступлений выросли в геометрической прогрессии. Live After Death — это в значительной степени снимок молодой группы на пике формы, но это был также самоуверенный ответ концертным альбомам Deep Purple, UFO и Judas Priest, которые предоставили Maiden образец для подражания, а затем и превзошли его.
А с появлением компакт-дисков Live After Death — с его разворотным конвертом, содержащим очень подробную разбивку технических характеристик и логистики World Slavery Tour — стал последним великим концертным альбомом виниловой эры.
7. Slade – Slade Alive!
Ворвавшись в интроспективную эпоху серого, пост-вудстокского траура по Beatles, Slade Alive! (с его ревущим ритм-энд-блюзом и отрыжкой в микрофон) дал старт 1970-м годам. Образец рока для парней с террасы, скандирующих шарфами на запястьях, который подготовил почву для The Faces, Mott The Hoople и, в конечном счете, Oasis, он послужил деполитизации рок-сцены, которая забыла, как веселиться.
6.
Status Quo – Quo Live!
«В отличие от всех других концертных альбомов тех дней, на этом альбоме нет абсолютно никаких наложений, никакого возвращения назад и исправления фальшивых нот, ничего, кроме того, что мы фактически выпустили на сцену в то время», — говорит Фрэнсис Росси из Status Quo. «Мы хотели доказать, что мы не такие, как другие, мы не жульничаем. Но каждый раз, когда я слушаю его сейчас, все, что я слышу, — это ошибки.
Я сижу здесь, съежившись, думая: «Лучше бы мы добавили чертовы наложения»». Но именно это отсутствие наложений — полное отсутствие какой-либо обработки — придало Status Quo их уникальную привлекательность и то, что придало Live! потрясающую гениальность.
Тот факт, что он был грубым, как задница барсука, не имел значения тогда и еще меньше имеет значения сейчас.
5. Rush – Exit… Stage Left
На Exit… Stage Left Rush находятся на пике своей формы, сочетая прог-рок одиссеи с более современными классическими произведениями, такими как The Spirit Of Radio и Tom Sawyer, и это сочетание, безусловно, оставило свой след. «Я открыл для себя Rush примерно в 1981 году, когда вышел Moving Pictures», — говорит выдающийся барабанщик Майк Портной. «Как бы я ни любил Moving Pictures и Permanent Waves, и Hemispheres, для меня Exit…Stage Left был самым лучшим альбомом, потому что в нем были все лучшие песни с этих альбомов.
4.
UFO – Strangers In The Night
Стив Харрис из Iron Maiden кое-что знает о концертных альбомах. Maiden сделали одиннадцать из них, включая легендарный Live After Death 1985 года.
И у Харриса нет никаких сомнений относительно того, какой концертный альбом является величайшим из когда-либо созданных. «UFO — одна из моих любимых групп», — говорит он.
«А Strangers In The Night — мой любимый концертный альбом. Некоторые альбомы становятся скучными, но я все еще слушаю Strangers».
3. The Who – Live At Leeds
Сейчас трудно представить или воссоздать то влияние, которое Live At Leeds от The Who оказал после своего выхода 23 мая 1970 года.
На самом альбоме было всего шесть треков, три из которых были каверами — Shakin’ All Over Джонни Кидда, Summertime Blues Эдди Кокрена и Young Man Blues Моуза Эллисона — вместе с Substitute, My Generation и Magic Bus.
2. Thin Lizzy – Live And Dangerous
Несмотря на заявления продюсера Тони Висконти о том, что 75% материала альбома Live And Dangerous было перезаписано в студии, но присутствовавшие фанаты из концертов того тура, утверждает, что альбом достоверно передает энергетику выступлений классического состава Thin Lizzy: Лайнотта, Роббо, Горэма и Дауни в их лучшей форме.
1. Deep Purple – Made In Japan
Японская культура едва коснулась Британии в начале 70-х. Идея рок-группы, играющей концерты там, была поистине экзотической.
Made In Japan был новаторским релизом, порожденным в далекой стране; он обладал таинственным, потусторонним шармом, которому не могли соответствовать другие концертные альбомы, записанные в гораздо более мирских местах. Также помогло то, что это был двойной альбом с восхитительным золотым разворотным конвертом. Deep Purple были на пике своей формы, выпустив Machine Head, определивший их карьеру, всего за несколько месяцев до этого.
На альбоме Made In Japan Deep Purple умело балансировали между энергичным исполнением и затянутыми импровизациями. Формат двойного винилового альбома позволял им как следует развернуться. Невероятно, но там было всего семь треков; Highway Star, открывавшая первую сторону, была единственной, продолжительность которой составляла менее семи минут.
Четвертая сторона состояла из чудовищной 20-минутной версии Space Truckin’; The Mule, тем временем, содержала шестиминутное барабанное соло Иэна Пейса. Сейчас это может показаться нелепым, но в те времена мы могли только недоверчиво качать головой от явного, безудержного великолепия всего этого.